«Взбесившиеся принтеры» задушили экономический рост
Правящая тусовка доигралась в «стабильность», «поднимание с колен» в виртуозно замалчиваемую позу, суверенную демократию, «наномодернизацию» и «борьбу с иностранными агентами»: экономический рост в России, несмотря на более чем комфортные мировые цены на нефть и иное сырье, сошел на нет.
По официальным данным, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года он снизился с 1,6% в январе до не более чем символических 0,1% в феврале; в целом за два месяца ВВП увеличился всего лишь на 0,9%. В результате Минэкономразвития, отказываясь от официального прогноза в 3.6%, пока даже не называет новых ориентиров, констатируя лишь, что экономический рост в 2013 году, если и продолжится, совершенно точно будет меньше 3,0%.
О пороговых 5.5%, минимально необходимых для поддержания социально-политической стабильности, равно как и о публично желаемых Медведевым 5%, никто даже и не вспоминает: «в доме повешенного…» - и далее по тексту.
Реальный уровень роста ВВП, который стоит ожидать в этом году с учетом, с одной стороны, хорошего урожая, а с другой – разрушительного влияния присоединения к ВТО на заведомо кабальных условиях, оставленного в наследство Кудриным людоедского «бюджетного правила» и, наконец, кипрской катастрофы, - жалкие 2%.
Провал заложенного в бюджет экономического роста (особенно при кастрирующем «бюджетном правиле», заставляющем направлять нефтедоллары на поддержку стратегических конкурентов России, а не на наше собственное развитие) вполне серьезно грозит срывом исполнения бюджета: доходы в него, как в «лихие 90-е», может принести лишь чрезмерная инфляция. Пока же дефицит одного лишь только февраля составляет почти половину прогнозного дефицита всего 2013 года (259,5 против 521,4 млрд руб.).
Непосредственные причины прекращения экономического роста понятны и называются официальными экономистами вполне честно: нарастающий спад промышленного производства (с 0,8% в январе до 2,1% в феврале), нарастающее сокращение экспорта (соответственно с 1,7 до 11,4% в стоимостном выражении), практическое прекращение инвестиционного роста (составившего по итогам двух месяцев ничтожные 0,6%), замедление роста розничного товарооборота (с 3,6% в январе до 2,5% в феврале – в том числе из-за расширяющейся бедности и утраты уверенности в завтрашнем дне), сокращение объема грузоперевозок (на 2,1% за два месяца, в том числе по железной дороге – на 5,6%).
Однако понятно, что это не более чем симптомы.
Глубинная, фундаментальная причина прекращения экономического роста «на ровном месте», при более чем комфортной цене нефти (111,81 долл./барр. в январе и 114,45 долл./барр. в феврале 2013 года), была очевидна еще в 2011 году, когда российская экономика впервые ответила на почти 40-процентное удорожание нефти не ускорением, а даже, по уточненным данным Росстата, некоторым замедлением, - с 4,4 до 4,3%. В 2012 году при высокой цене нефти рост замедлился до 3.5%, но государство никак не отреагировало на все более наглядно демонстрируемую исчерпанность формально «сырьевой», а на самом деле в первую очередь коррупционной модели экономики.
Сейчас эта исчерпанность проявляется непосредственным образом: с одной стороны, глубочайшей неадекватностью все более широкого круга представителей правящей тусовки (чего стоит часто производящая впечатление патологической активность депутатов Госдумы, - вполне одобряемая, насколько можно судить по отсутствию должной реакции, и Советом Федерации, и правительством, и администрацией президента), а с другой – фактическим прекращением экономического роста.
Стратегия последовательного отказа от развития ради разворовывания всего, что еще не успели украсть, ведет Россию к закономерному результату: в экономике – к вероятному спаду уже в 2014 году, в политике – в срыву в системный кризис и, вероятно, новую Смуту.
Выход, намеченный для себя лидерами правящего класса, уже проясняется.
С тактической точки зрения - это подготовка «Единой России» и прикованного к ней премьера Медведева (не «Димона», а «Дмитрия Анатольевича»! - как «на голубом глазу» подчеркнула его пресс-секретарь) к роли новых «козлов отпущения». Когда наступит час «Ч», сакраментальное «партия жуликов и воров» мы, возможно, услышим и на вполне официальном уровне, а доверенные единороссы выступят с покаянным биением себя пяткой в грудь и завываниями о том, что «мы не оправдали доверия народа и теперь, как честные люди, обязаны самораспуститься». Деваться им будет некуда: простой вопрос о происхождении их имущества может быть равнозначен для них тюремной камере даже (а может - и особенно) при нынешней практике правоприменения.
После чего дисциплинированная и малоизвестная масса управленцев «Единой России», до районного уровня включительно, переименуется в Общенародный (или просто «народный») фронт и повторно (в тестовом режиме это уже сделано) провозгласит своим лозунгом «справедливость». Все-таки управленческая вертикаль, да еще и с навыками внутренней хотя и управляемой, но конкуренции, в виде «Единой России» создана: такое добро просто нельзя разбазаривать, а переименовать – милое дело.
Не исключено, что для полноты картины в руководство новоиспеченного «фронта» будут допущены нынешние лидеры «Справедливой России» - разумеется, лишь после новых проверок их готовности «выполнить любое указание любого правительства».
Балетное па с заменой вывески на «партии власти» (помните, как в свое время менялись руководством Минюст и Генпрокуратура?) на какое-то время отвлечет россиян от ухудшения их повседневного положения.
А правящий класс будет решать главную, стратегическую задачу: своей безопасности. Ведь что такое гомерическая сделка по обмене «ТНК-ВР» (напомним, что в 1997-1999 годах ТНК продали за «справедливые» 130 млн долл., в ВР купила ее половину за 6,75 млрд долл., выкачав из нее в виде дивидендов 19 млрд долл.) на 19,1% акций «Роснефти» и 28 млрд долл.?
Что такое намерение провести новую массовую приватизацию и обсуждение снижения доли государства в «Сбербанке» (акции которого проданы в основном иностранным инвесторам) даже ниже блокирующего пакета?