Мотовство государственного бизнеса достигло таких масштабов, что стало серьезной имиджевой проблемой, - и потребовало решения. Проблема в том, что она воспринимается, похоже, прежде всего как пропагандистский вызов, что ведет к пропагандистскому же ответу: требованию сократить инвестиционные и операционные расходы в 2 раза за 5 лет - по 10% в год.
Уже то, что к совершенно разным по своей сути, функциям и состоянию государственным компаниям применяются совершенно одинаковые требования, свидетельствует об их формальности - и порочности.
Откликаясь на угрозу увольнений топ-менеджеров, госкомпании уже рапортуют о сокращении капремонта и других необходимых для нормального функционирования видов работ, а также о масштабных увольнениях, - в том числе, насколько можно судить, и необходимых сотрудников.
Механическое сокращение расходов приведет к урезанию не расточительства и тем более не воровства, но необходимых расходов, в том числе на обеспечение безопасности производства, - как для того, чтобы не ущемить шкурные интересы наиболее влиятельных лиц и структур, так и для того, чтобы, доведя ситуацию до абсурда, потом указать государству на бредовость его требований и добиться их отмены.
Нужно быть питерским юристом, чтобы не понимать: механическое сокращение расходов бессмысленно и не приведет ни к каким позитивным изменениям. Необходимо сначала обеспечить финансово-экономическую прозрачность (и не только госкомпаний, но и всех подозреваемых в злоупотреблении монопольным положением структур) и лишь потом сокращать расходы - не вслепую, а адресно, полностью убирая ненужные функции и, вероятно, даже увеличивая расходы на необходимые (вроде плацкартных перевозок и пригородных электричек).
Нынешние же действия государства производят впечатление профанации, если и вовсе не неуклюжей попытки отвлечь общественное внимание от революционной ситуации на Украине.