Через две недели Украина рассчитывает подписать соглашение об ассоциации с Евросоюзом, что не может не раздражать Россию. Москва уже предупредила Киев, чтобы тот готовился к проблемам со сбытом украинских товаров на территории Таможенного союза. Кроме того, обострились отношения с «Газпромом»: компания требует оплаты долга за газ, грозя перевести Украину на предоплату.
На фоне нарастающего кризиса некоторые бизнесмены пытаются укрепить свое влияние, учитывая интересы двух стран в последнюю очередь.На днях президент страны Виктор Янукович поручил правительству «стабилизировать» отношения с Россией «Для каждого ответственного за судьбу Украины человека очевидно, что вопрос номер один национальной политики - это нормализация отношений с Россией. Прекращение Украиной закупок российского газа грозит транзиту в Европу зимой», - заявил Янукович на недавнем заседании Кабмина.
При этом позиция некоторых членов украинского правительства в том же газовом вопросе выглядит слишком агрессивной, чтобы поверить в политику «стабилизации». Госхолдинг «Нафтогаз Украины» до сих пор не расплатился с «Газпромом» за август. Более того, он демонстративно увеличил импорт газа из Европы, а украинские чиновники заговорили о том, что с 9 ноября республика обходится без российского сырья и продержится так минимум до конца года.
Кто-то в украинском правительстве явно рассчитывает на Европу и давнего партнера «Газпрома» - украинского бизнесмена Дмитрия Фирташа. Логика, видимо, выглядит следующим образом. Если евроинтеграция состоится, то Евросоюз защитит Украину от России: и газ даст, и внешние кредиты, и будет защищать украинское право не платить по долгам. Если евроинтеграции не будет (а такая вероятность есть – украинские бизнесмены уже призывают власти повременить с этим процессом), то Россия наверняка исполнит свое старое обещание и предоставит Украине те же льготы, что и Белоруссии: низкие цены на газ и нефть (помимо беспошлинной торговли). Если же будет третий вариант – очередная задержка с решением и лавирование между ЕС и Россией – ситуацию спасут накопленные запасы газа в подземных хранилищах Украины и давние связи Фирташа в Москве.
Вопрос только в том, насколько Россия действительно готова на уступки: все-таки Белоруссия до сих пор была куда ближе России, чем Украина, да и получила льготный газ лишь «в пакете» с продажей «Газпрому» своей газотранспортной системы.
Еще один момент – собственно Фирташ. Непонятно, насколько прочны его связи и возможность спасти ситуацию в газовом вопросе.
С одной стороны, действительно были годы очень плотного (и денежного) сотрудничества Фирташа и «Газпрома» – по швейцарской компании «Росукрэнерго». В 2006-2008 годах этот трейдер (по 50% которого контролировали Фирташ и «Газпром») был эксклюзивным поставщиком газпромовского газа на Украину и имел право экспортировать часть сырья в Европу, цены в которой были в разы выше украинских.
С другой стороны, публично российские власти всегда заявляли, что Фирташ – чуть ли не вынужденный партнер. «[Фирташ] это не наше дело, это определила украинская сторона», - отмечал на одной из пресс-конференций в 2008 году президент Владимир Путин.
А в начале 2009 года – после 20-дневной газовой войны с Украиной (которая оставила без газа половину Европы) – Фирташ фактически лишился своего бизнеса: «Газпром» подписал прямой договор на поставку с «Нафтогазом».
Сам Фирташ далеко не всегда с теплотой отзывался о российских партнерах. В 2010 году, явно оскорбленный лишением газпромовского контракта, он вовсю критиковал идею Путина объединить «Газпром» и «Нафтогаз». «Они же [россияне] больше работают с имперской замашкой и хотят поглотить «Нафтогаз», а не что-то нам отдать», - рассуждал бизнесмен перед журналистами. А не так давно в Ютьюбе появилась аудиозапись с Фирташем
(тоже явно перед журналистами, и тоже, видимо, тех времен), где олигарх дает понять, что в предыдущем газовом конфликте с Россией он был на стороне бывшего президента Украины Ющенко. «Газпром» и российское руководство Фирташ при этом пытается уличить во лжи.Сейчас позиции Фирташа вроде бы сильнее. У него снова контракт с «Газпромом». И объемы закупок едва ли не больше, чем у «Нафтогаза», которого олигарх «подвинул» на украинском рынке, забрав самых платежеспособных потребителей – успешные промышленные предприятия. Более того, есть разговоры, что именно благодаря Фирташу и его людям в руководстве «Нафтогаза» госхолдинг сейчас просто не в состоянии расплатиться за российский газ. Что Фирташу, возможно, выгодно добиться банкротства «Нафтогаза»: так он сможет поучаствовать в распродаже его активов, а заодно укрепить позиции в партнерстве с российской стороной (поскольку у той не останется альтернативы). Если это действительно так, Фирташ, возможно, опасается, что его связи в Москве все-таки не так прочны, как кажется на первый взгляд. Слишком явно он заигрывает с Европой: почти все его социальные проекты так или иначе связаны с ЕС.
При этом в самой Украине у Фирташа тоже проблем предостаточно, если верить местной прессе.
Украинские медиа сообщают о планируемых массовых увольнениях на его предприятиях из-за снижения объемов производства. А попытки сотрудников части этих предприятий создать для защиты своих интересов независимый профсоюз столкнулись с жестким давлением, - вплоть до угроз матерям.
И самое главное – Фирташ, похоже, целенаправленно лишает «Нафтогаз» денег (что уже спровоцировало депутатский запрос Януковичу, в Кабмин и Генпрокуратуру Украины). Недавно одна из его структур – компания «Укргазэнерго» - выиграла очень странный иск к «Нафтогазу», который касался договора шестилетней давности. И теперь «Нафтогаз» должен вернуть «Укргазэнерго» почти 5 млрд куб. м газа, которые стоят порядка $2 млрд.
Таким образом, когда речь заходит о деньгах, Фирташ, как и положено олигарху, готов спокойно пожертвовать интересами своего государства. По всей видимости, он не признает иных интересов, кроме собственной выгоды. Рассчитывать, что такой «партнер» может способствовать энергетическому диалогу России и Украины, по меньшей мере наивно, а возможно, и самоубийственно.